С самого детства и до семнадцати лет я занимался плаванием в спортивной школе. Из-за недостаточного финансирования спортивных школ в середине девяностых со спортом пришлось завязать. Я поступил в институт, после его окончания устроился на фабрику в Каменногорске и забросил тренировки. Без них быстро пришёл вес — я набрал порядка 40 килограммов. Очень хороший друг как-то порекомендовал мне доктора, который должен был помочь мне с проблемами со спиной. Когда мы встретились и доктор на меня посмотрел, то вместо массажа посоветовал в срочном порядке заняться собой — сбросить лишние килограммы. Тогда я решил вновь вернуться к плаванию. Сам составил себе программу тренировок: занимался три-четыре раза в неделю. Постепенно занятия плаванием стали мне наскучивать: километры наплыва росли, а килограммы больше не уходили, поэтому я добавил бег.
Однажды в интернете я наткнулся на знаменитый ролик IRONMAN Hall of Fame, где рассказывается о триатлоне и о тех, кто преодолел полную дистанцию: плавание — 3,8 километра, велосипед — 180 километров, бег — 42,2 километра. Соревнования по триатлону начинаются в шесть утра и заканчиваются в полночь. Мировой рекорд — семь с половиной часов, и это просто невероятный результат, который требует от человека железной воли. Я спросил себя: «Почему бы и мне не попробовать? Ведь я отлично плаваю и вроде как могу бегать. Осталось взобраться на велик — и я триатлет!»
Конечно, самому, без профессиональной помощи не подготовиться к прохождению такой дистанции. Переход от неспортивного образа жизни к спортивному — серьёзный стресс для организма. Чтобы не причинить большого вреда здоровью, нужно чётко следовать определённому режиму тренировок и питания — без тренера просто не обойтись, поэтому я начал искать школы триатлона. Оказалось, что триатлон в России и СНГ быстро набирает обороты и уже существует множество школ. Я остановился на школе TriStyle из Минска и вскоре начал удалённо заниматься с тренером. Тренер мне достался замечательный: тренировал национальную сборную Белоруссии, сам действующий спортсмен — одним словом, пример для подражания, лучший по результатам в клубе.
Вместе с тренером мы долго подбирали схему тренировок и питания. Могу сказать, что, занимаясь триатлоном, можно быстро стать неплохим диетологом. С плаванием никаких проблем не было, а вот из-за избыточного веса бег и велосипед давались мне отнюдь не просто. Оказалось, что велосипед в детстве и шоссейный велосипед в триатлоне — это абсолютно разные вещи. Год ушёл просто на подготовку, длительные объёмные тренировки, освоение техники владения велосипедом и бега. Спустя год я решил попробовать себя в реальных стартах. В России проходит множество соревнований на самые разные дистанции с целью популяризации триатлона. В первый раз мы вместе с Денисом Карасёвым и Павлом Чуйкиным приняли участие в эстафете на олимпийской дистанции, где нужно проплыть 1,5 километра, 40 километров проехать на велосипеде и пробежать 10 километров. В итоге мы заняли пятое место среди тридцати команд-участниц. Затем мы приняли участие в соревнованиях на полноформатной «железной» дистанции: я плыл 4 километра, Денис Карасёв проехал 180 километров на велосипеде, а ещё один наш коллега пробежал 42,2 километра. Здесь в эстафетном зачёте мы заняли уже второе место. Параллельно я проходил индивидуальные старты: в Бронницах, в Крылатском, в литовском Тракае. С нашим клубом триатлетов прошлый сезон мы закрывали соревнованиями в Сочи, выступая на индивидуальной олимпийской дистанции. Вместе с нами были участники, проходившие полную «железную» дистанцию, и когда ты едешь на велосипеде 40 километров, а они уже завершают 180-й километр и при этом тебя обгоняют, это очень мотивирует, даже немного им завидуешь. Да что уж говорить, много… Удивительно, что все они — обычные люди, далёкие от профессионального спорта, но влюблённые в триатлон. Их воля, физическая сила и мощь действительно вызывают восхищение… И велосипеды — образцы идеальной инженерной мысли!
После завершения сезона мы вместе с тренером вновь скорректировали схему питания и тренировок, чтобы ещё больше сбросить вес и развить силовую выносливость, которой мне явно недоставало на велосипеде и в беге. Добавилось ещё больше объёмных тренировок и ОФП. Тренировки по плаванию стали короче, но интенсивнее. Перестали плавать километровые дистанции, начали плавать отрезки на время — развивать скорость. Этой весной мы вместе с клубом поехали на спортивные сборы на Кипр, где нас готовили к прохождению «полужелезной» дистанции: плавание — 1,9 километра, велосипед — 90 километров, бег — 21,1 километра. После двухнедельных тренировок два раза в день (в среднем по семь часов в день), штурмов горных перевалов на велосипеде, плавания в море на открытой воде каждый из нас почувствовал, что смог достичь прорыва в своей физической подготовке.
В июне у меня был первый старт всемирно известного бренда IRONMAN на «полужелезной» дистанции в столице Казахстана. Примечательно, что IRONMAN провёл первый в истории старт на территории СНГ под своим брендом именно в Астане. Пришлось лететь за четыре дня до старта, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к разнице во времени. На таких соревнованиях строго запрещены любые подсказки и поддержка тренера или болельщиков. Участник не имеет права принимать помощь, воду или питание от кого-либо, кроме волонтёров и организаторов. Возможно, на любительском уровне это и не так важно, потому что единственный человек, с которым ты соревнуешься, — это ты сам. Пожалуй, это самое главное правило в триатлоне. В Астане на старт вышло более 1 300 человек из 48 стран, и лишь пятнадцать из них действительно боролись между собой — спортсмены-профессионалы и любители высокого уровня. Среди участников был Александр Винокуров, олимпийский чемпион по велоспорту, экс-капитан профессиональной велокоманды Астаны, который выступал вместе с Лэнсом Армстронгом и Альберто Контадором. Многим, включая меня, было радостно опередить его в плавании, а потом все 1 300 человек дружно грустили, когда он проносился мимо на велосипеде. Тяжело было даже провожать его взглядом, потому что скорость взгляда существенно уступала скорости его движения.
Один мой коллега отметил, что триатлон — справедливый спорт, где нет везения и помощи судей, а есть только ты и твоя физическая сила. Есть результат, который ты сам заработал. Особенность триатлона заключается в целой системе подготовки к гонке. Ты должен подойти к старту с определённым уровнем энергии в организме. Необходимо распланировать питание за неделю до гонки, даже во время дистанции нужно пить и есть строго по расписанию, чтобы у тебя хватило сил финишировать. Всё это очень дисциплинирует не только в спорте, но и в обычной жизни.
Результат, который я показал, оказался даже лучше, чем я ожидал. Я преодолел дистанцию общей протяжённостью 113 километров за 5 часов 7 минут (30 минут — плавательный этап, 2 часа 39 минут — велосипед, 1 час 50 минут — полумарафон, 7 минут потратил на два переодевания между этапами), хотя рассчитывал на 5 часов 30 минут. Когда в Сочи я проходил олимпийскую дистанцию, я и мечтать не мог о «половинке», а на велоэтапе в Астане я понимал, что ещё полон сил, и это вселяло уверенность в том, что я успешно преодолею последнюю — беговую — часть. Конечно, немалую роль играет поддержка болельщиков. В футболе говорят, что болельщик — это двенадцатый игрок, так же и на любых других спортивных соревнованиях. Безумно приятно, когда на финише тебя с улыбкой и гордостью в глазах встречают твои близкие и друзья.
Так триатлон вошёл в мою жизнь, и сейчас уже сложно представить её без тренировок и соревнований. Несмотря на то что прийти в триатлон решится не каждый, он становится всё популярнее среди любителей спорта. Более того, он под силу каждому — надо только захотеть. Триатлон, как и любой спорт, снимает эмоциональное напряжение, знакомит с интересными и увлечёнными людьми, заряжает энергией. Это система непрерывного совершенствования, ведь ты должен постоянно анализировать свой прогресс во всех трёх видах спорта и продумывать следующие шаги. Кто любит макароны — можно есть много макарон как до соревнований, так и после них, опять же плюсик 🙂 Преодолев несколько дистанций триатлона, чувствуешь настоящую гордость, но главное — своим примером мотивируешь других, доказывая, что нет ничего невозможного.
Сейчас у меня новая цель — подготовиться к классической полной дистанции протяжённостью 226 километров к октябрю следующего года, ибо, как гласит слоган IRONMAN, anything is possible.
Поделиться:
Больше новостей /